Социализация
Социализация – один из важнейших процессов в монтессори-группе. Система Монтессори направлена на социальность:
• это группы детей разных по возрасту,
• правила, которые соблюдаются всеми,
• принципы саморазвития
все эти факторы дают возможность малышам получать ценный социальный опыт. Группы социализации по Монтессори безболезненно подготавливают ребенка к путешествию в огромный мир, где его ждут новые сложные решения, постоянные знакомства, борьба с жизненными трудностями.
Какими же выходят дети из монтессори-групп?
Первый вывод, который могут сделать взрослые, наблюдающие за детьми, воспитанными по данной методике – это повышенная адаптивность малышей, их самостоятельность. Дети достаточно общительны и умеют с малого возраста разбираться самостоятельно в своих проблемах. Социализация в группах позволяет ребенку довольно быстро вписаться в ритм взрослой жизни, научиться организовывать свой досуг, распределять время и приоритетность занятий.
Занимаясь в разновозрастных группах, где дети собираются не по возрасту, а в диапазоне (например, от 4 до 14 месяцев или от года до 3 лет), очень ощущается разница, и это становится важным фактором, т.к. можно устранить недостаток общения малыша с другими ребятами. Ведь очень часто при домашнем воспитании ребенок оказывается оторван от нормального общения со сверстниками, и вынужден контактировать только с родственниками. В монтессори-группах, дети получают опыт общения, который в дальнейшем помогает им адаптироваться в обществе. Ребенок, попавший без подготовки в новое окружение, получает неимоверный шок от обилия новых людей, посторонних шумов, списка обязанностей. Совсем крохи пытаются достигнуть уровня опытных малышей, учатся у них навыкам. Более старшие в свою очередь тренируют внимательное отношение к крохам, и начинают постигать первые азы субординации. Чтобы понять данный эффект, достаточно понаблюдать и сравнить семьи, в которых растет один ребенок, и те, где есть дети разных возрастов.
Социализировать нужно правильно, а это становится невозможным, если человек не осознает себя как личность. Монтессори пропагандировала личностный подход, и именно он стал основой в ее методике воспитания. В монтессори-группах деятельность направлена на то, чтобы дети могли понять и осознать свою уникальность и самобытность, чтобы малыши постоянно раскрывали свои способности, тренировали навыки и научились принимать первые осознанные решения. Львиную долю занятия в монтессори-группе дети проводят за самостоятельным познанием мира через упражнения со специальными материалами, общение. Нет конкретного времени, которое должно быть отведено на занятие тем или иным предметом, малыш сам выбирает свое расписание и решает, что ему развивать.
Одно из главных правил работы в группе Монтессори – не мешай себе и другому, это значит, что нельзя отнимать игрушку или предмет, с которым занимается другой малыш. Так воспитывается основа уважения. Это качество отлично рубит на корню жадность, истеричность. Дети учатся быть терпимыми, переключать свое внимание и уважать тех, кто находится в одном коллективе с ними.
Еще один фактор, говорящий в пользу монтессори-групп – это понимание. Понимания зачастую не хватает родителям и детям, и именно квалифицированные монтессори-педагоги находят тот мостик, который в последствии будет соединять ребенка и родителей.
Таким образом, Монтессори группы – это уникальное явление, которое одинаково полезно для все семьи. Дети здесь учатся быть взрослыми, а взрослые учатся пониманию себя и детей.