Период раннего детства (от рождения до трех лет) является уникальным этапом развития личности человека. Мария Монтессори предложила для описания этого периода термин «духовный эмбрион». Родившись физически, младенец еще не готов к самостоятельной жизни в этом мире, ему предстоит пройти большой путь. Темпы физического и психологического роста в этом периоде колоссальны, закладываются основные поведенческие модели, формируется картина мира и собственного Я. В этом возрасте ребенок, как когда-то ранее, эмбрион в утробе матери, очень зависим от внешних условий с одной стороны, а с другой — его психическая, эмоциональная, духовная сфера открыты к любому воздействию. Его ум впитывает окружающий мир с поразительной скоростью. Все, что он видит, слышит, ощущает, становится базисом для дальнейшего развития, формирует доверие или недоверие к миру.
Поэтому так важно, чтобы в раннем детстве окружающие взрослые могли создать благоприятную, комфортную, естественно развивающую среду для ребенка. Это касается всей жизни семьи — от обустройства дома до интонаций разговора с малышом и яркость игрушек, которые ему предлагают. Очень важно понимать, что на этапе созревания «духовного эмбриона» мы, взрослые, должны уметь видеть и понимать его потребности, предоставляя возможность развиваться ребенку в своем темпе и ритме. Мы должны учиться слышать ребенка, следовать за ним, помогать. Именно то, насколько среда (взрослые, помещение, предлагаемые виды деятельности) отвечает потребностям ребенка, определяет развитие его личности. В каждом возрастном периоде эти потребности различны и выражаются в виде
сензитивных периодов.