Педагогические принципы
Основные принципы Монтессори-системы;Как реализовать?;Чего достигаем,соблюдая их?;
Свобода выбора; Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность.;В результате ситуации выбора ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства. Учится делать выбор. Учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность. Свобода выбора формирует в ребенке инициативность наряду с соблюдением правила «поработал — убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.;
Наличие специального комплекта дидактического материала Монтессори;Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории.Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори-среды.;Всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности.Максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах.Взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).;
Контроль ошибок;В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.;Формирование адекватной самооценки. Развитие поисковой активности ребенка, инициативности. Самоконтроль. Развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку. Проявление сензитивности, когда ребенок занимается какой-либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно.;
Монтессори-педагог — педагог, прошедший специальную подготовку по системе Монтессори;Знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори-среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку).;Приучение к порядку. Умение организовать свое рабочее место. Умение рационально использовать пространство. Умение нести ответственность за собственный выбор. Потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт).Развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины.;
Разновозрастность;Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне.Подключать детей друг к другу: в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность.;Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми). Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу. Формируется чувство взаимопомощи. Младшие имеют возможность учиться у старших. Старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности.;
Дети — активные участники процесса обучения; Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга. Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам.; Такой вид работы способствует: развитию уверенности в себе, самостоятельности, удовлетворению потребности в чувстве собственной значимости, развитию познавательной активности ребенка, любви к обучению, умению задавать вопросы и отвечать на них, профилактике страха публичных выступлений, развитию умения задавать вопросы и отвечать на них, умению передать информацию другим и умению слушать, владеть ораторским искусством.;