Почему мы называем монтессори-ясли «розовый кубик» настоящими? - Детский сад, Монтессори ясли "Розовый кубик"

Почему мы называем монтессори-ясли «розовый кубик» настоящими?

Главная / Почему мы называем монтессори-ясли «розовый кубик» настоящими?

Педагогика Марии Монтессори — это целостная система, включающая свою собственную философию образования. Поэтому важно, чтобы центр, называющий себя монтессори-учреждением, соответствовал главным принципам метода. К сожалению, в последнее время появляется много «якобы-монтессори»- студий и центров развития, которые не соответствуют требованиям данного метода. Из-за этого появляется неверное представление о педагогике и, что самое печальное, страдает результат — семьи не получают то, за чем пришли. Предлагаем вам разобраться в признаках настоящей монтессори-группы на примере наших яслей.

Педагоги, прошедшие специальное обучение.

И это не однодневный бесплатный вебинар, и не прочтенные три статьи из интернета! Это длительные курсы, которые проводятся квалифицированными монтессори-тренерами. Обязательным признаком хорошего монтессори-педагога является участие в тренингах и семинарах, курсах повышения квалификации, конференциях. А также собственный преподавательский опыт – проведение лекций и семинаров для родителей и коллег-педагогов. Обучение включает в себя изучение философских основ и истории педагогики, теорию и практику работы с дидактическим материалом, психологическую подготовку, длительные наблюдения в работающих монтессори-группах, защиту дипломных альбомов, создание собственных материалов, стажировку и мн. др.

Ежедневные наблюдения.

Монтессори-педагогика — метод экспериментальный. В том смысле, что педагог, как ученый-исследователь, постоянно проверяет гипотезы. И главный его инструмент — наблюдение. Именно оно является основанием для формулировки выводов и дальнейших изменений условий среды.
Педагог ежедневно заполняет дневники наблюдений, где записывает, чем занимался ребенок сегодня. Если работал, то сколько времени, как он совершил выбор (сам или «как Маша»), удалось ли ему cконцентрироваться, получить удовольствие от работы. В итоге делается вывод о том, что ребенку интересно, на каком он этапе, и что еще нужно добавить в среду для него. Правильно наблюдать — целая наука, научиться быть хорошим наблюдателем не так-то просто.

Четкие правила для детей, родителей и педагогов.

Один из основных принципов методики Монтессори — свобода и дисциплина. Часто свободу понимают как вседозволенность и даже анархию — это неправильная трактовка термина. Свобода по Монтессори всегда неразрывно связана с ответственностью и правилами. Можно всё, но в определенных рамках. Поэтому наличие четких, понятных, всем известных правил абсолютно необходимо в любом коллективе и при любом сотрудничестве. В центре «Розовый кубик» создается корпоративный стандарт — правила поведения педагога в рабочих ситуациях. Есть правила поведения в группе для детей, они непреложны и выполняются всеми. Есть правила для родителей, а также наши рекомендации по взаимодействию с детьми вне детского сада.

Специальная образовательная среда.

Огромное внимание в монтессори-саду уделяется пространству и его наполнению. Здесь вы никогда не встретите странных игрушек типа фиолетовых коров или говорящих медведей, разноцветных конструкторов «все в одном» и прочей популярной детской утвари низкого качества. Все дидактические материалы созданы на монтессори-фабрике (одна из двух российских, кстати, находится в нашем городе!) и только из натуральных материалов. В среде располагаются только те пособия, которые соответствуют потребностям конкретных детей в группе. Ни один предмет интерьера «Розового кубика» не находится здесь случайно — все продумано и подчинено логике и цели: естественному развитию детей, их потребностям именно сегодня.

Разновозрастная группа.

Одновременно в монтессори-яслях могут замечательно взаимодействовать малыши одного года и трехлетки, хотя они совсем разные! Ведь если первые недавно начали ходить, вторые уже интересуются кораблестроением и полетами в космос. Однако разновозрастная группа очень естественна для человека — в жизни мы постоянно взаимодействуем со старшими и младшими по возрасту или статусу. Такой опыт позволяет легко осваиваться в любом коллективе, помогать и принимать помощь, заботиться, ценить учителей. Для малышей «Розового кубика» всегда есть стимул и живой пример развития, а для старших — возможность тренировать ответственность. В таком коллективе нет соперничества, а есть сотрудничество!

Свободная работа ребенка не менее 1,5 часов.

Во-первых, взаимодействие ребенка с материалом мы называем именно «работой». В привычном «иди играй» есть оттенок несерьезности — ведь это не так важно, всего лишь игра, развлечение, «от нечего делать»… В процессе работы ребенка с материалом решается огромное количество образовательных задач. Малыш учится управлять своим телом, быть самостоятельным, обслуживать себя, изучает свойства предметов и процессов – он познает себя и мир через взаимодействие с монтессори-материалом. Он сам выбирает себе занятие и работает столько, сколько хочет, и каким ему угодно способом. Никто не в праве его отвлекать, прерывать, указывать на ошибки. Времени на это должно быть много!

Возможность общения родителей друг с другом и с педагогами.

Для нас очень важно взаимодействие с родителями. Именно партнерство и сотрудничество, доверительные отношения! Монтессори-площадка — это образовательное сообщество не только детей, но и родителей, и педагогов. Всем трем сторонам важно постоянно быть в процессе. Для этого мы организовываем встречи, семинары по животрепещущим темам, совместные мероприятия, конкурсы и праздники. Очень важно говорить на одном языке, языке ценностей, а для этого полезно вместе учиться и развиваться, больше общаться и узнавать друг друга. Участие всей семьи в событиях «Розового кубика» очень важно для результата!

Кого мы ждем в нашем детском саду?

Семьи с малышами, в которых верят! Мы ждем маленьких детей и родителей, заинтересованных в собственном личностном росте и в создании для своего ребенка естественной среды развития. В яслях «Розовый кубик» ребенок научится полностью обслуживать себя (накрывать на стол, есть с использованием приборов, готовить простые блюда, прибираться, мыть посуду, одеваться, стирать, застилать постельное белье и т.д.), а также помогать другим, заботиться об окружающем мире — ребенок будет иметь хорошую базу для дальнейшего развития. Наши воспитанники приобретают огромную мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, стремление к собственному выбору, самостоятельность и внутреннюю дисциплину.