Попробуем провести аналогию с огородом. Конечно, можно высадить растение прямо в грунт, но мы его чаще всего сначала проращиваем на светлом окошке. Может быть, в грунте оно было бы здоровее, но сколько семечек там не прорастет, сколько погибнет! При этом проращенные на окошке, потом в грунте выживут все. Так пусть же хотя бы некоторое время ребенок будет естественным образом развиваться, чувствовать себя счастливо, свободно и спокойно. Тем более что мы, взрослые, знаем, какие ему нужны для этого условия, и имеем возможность дать их. Монтессори-педагог всегда надеется, что там, куда ребенок уйдет после школы, в нем увидят личность и будут ее любовно взращивать.
Создание у нас в стране особого типа, особой модели школы, например, такой, как школа М.Монтессори, означает даже не социально-педагогический эксперимент федерального значения, но отважную попытку практического воплощения в условиях современной России принципиально иных образовательных систем, часто противоречащих принятым в обществе философско-психологическим воззрениям. В этих воплощениях ясно видны иные подходы и к содержанию образования, и к классно-урочному способу обучения, и к укладу школьной жизни. Таких школ у нас в стране пока мало, и выходит, что они до сих пор вне закона. А ведь вальдорфские и Монтессори детские сады и школы, по оценкам родителей, одни из самых престижных. На поступление в них выстраиваются огромные очереди, и современные мамы и папы готовы платить большие деньги, чтобы их дети реально получали, например, навык самообучения и саморазвития, которым не овладеешь в такой степени ни в какой другой школе, кроме школы М.Монтессори. Истинно гуманный подход к воспитанию и образованию детей в этих школах разительно отличал их от тех, в которых родители учились сами, и от тех, что считаются у нас лучшими и престижными. Возможно, именно на этих маленьких островках, которым пока не придают значения государственные чиновники, и рождается будущее российского образования. И может быть, пора эти школы уже сейчас узаконить? Чтобы нельзя было впредь закрыть, запретить, задушить, как это случалось уже в истории. Ведь вряд ли кто-то из современных управленцев хотел бы прослыть сегодня гонителем гуманистических идей. А чтобы эти педагогические системы в России получили настоящее развитие, послужив тем самым не только российскому, но и мировому образованию, было бы полезно открыть в Москве интернациональный центр развития системных педагогик, где могли бы учиться и дети самого разного возраста, и взрослые, решившие получить образование вальдорфского или Монтессори-педагога, разобраться в развивающем обучении Эльконина – Давыдова или, скажем, освоить педагогику Льва Толстого.